Глава XIII. Сейтек. Рождение Сейтека.
- Что с тобой случилось?
Айчурек рассказала ему, как Канчоро предал Семетея, вызвал Кыяса с многочисленным войском, как была продолжительная битва, во время которой Семетея не мог выдержать ни один конь и он погиб. Она рассказала ему и про то, что Кульчоро и Бакай, находясь в плену, испытывают страшные мучения, а Сары-хан и Белекбай погибли, из глаз - Каныкей льются кровавые слезы, и вместе с нею плачут деревья, плачут животные, плачет вся природа. Семетеевы Кумайик и Акшумкар стали невидимы и скрылись из глаз.
Передала она ему и про завещание Семетея, в котором говорилось, что если у нее родится мальчик, ему надо дать имя Сейтек, и что должен он быть товарищем Кульчоро. Так подробно поведала Айчурек обо всем случившемся.
Канчоро же, вызвав Кыяса, сказал ему:
- Пока я жив, никто на посмеет пререкаться с тобой. Захвати поэтому богатства Семетея, возьми их себе, как добычу. Семетей ради Айчурек убил Чинкоджо и Толтоя, он истребил столько джедигерцев, сколько не могло вместиться на земле. Теперь ты возьми Айчурек как добычу, женись на ней и устрой большой той. Когда женишься на Айчурек, слушай, что она будет говорить, и не обижай ее. Помни, что она - волшебница и родилась от Кайыпа. Если обидишь ее, горе себе наживешь. И помни еще одно: Айчурек беременна от Канкора Семетея. Если она родит мальчика - убей его. Ибо если сын Канкора достигнет двенадцати лет, он покончит со всеми нами. Потомок Канкора не успокоится, пока не уничтожит нас.
Если же Айчурек родит девочку - сделай той и назови ее своей дочерью.
Канчоро и Кыяс дали клятву друг другу сделать все так, как здесь говорилось.
Народ стонал под игом Канчоро, но, не взирая на это, люди тайком узнавали о положении семьи Семетея и помогали Айчурек.
Кыяс, по уговору с Канчоро, разграбил все богатства Семетея. Не довольствуясь этим ограблением, он приехал в стан Айчурек, чтобы захватить ее как добычу и взять себе в жены. Стража, охраняющая стан Айчурек, семь дней сопротивлялась, вела битву с многочисленным войском Кыяса и не сдавалась. Когда стрелы летели как дождь и пули сыпались как град Айчурек пришла просить совета у Каныкей.
- Я давно знала, что Канчоро так сделает, - сказала ей Каныкей. - Когда Канчоро был еще в колыбели, я говорила Семетею: - "Отруби ему голову, он будет твоим врагом". Но злосчастный не послушал меня. Отец Канчоро Чубак иногда среди батыров Манаса тоже заводил смуты. Я говорила об этом Манасу. А когда стала говорить Семетею: "Не жди хорошего от Канчоро", Семетей с огорчением ответил: "Ты всех батыров моего отца Манаса обижала и срамила, а теперь вот своим старческим разумом обижаешь и моих батыров". Так он и не послушался меня. Но то, что я говорила, все оказалось правдой.
О мой жеребеночек-сосунок,
Дитя мое Айчурек,
Не печалься горько!
Когда осока горит, будет пожар.
Из нашего рода вышел враг
И в тебя он влил яд.
Этот злодей Канчоро
Хочет, дитя мое, расправиться с тобой!
Из кусков скованное железо - не сталь.
Этот злобный подлец никогда не будет другом.
У меня внутри огонь,
В печени - как горящие угли.